Календарь
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
|
|
|
|
|
|
Все данные, приведённые на этой странице основаны на материалах, находящихся в открытом доступе на сайте НИЯУ МИФИ. С ними можно ознакомиться по этой ссылке.
Содержание:
- В чём суть программы?
- Состав программы, включая её бюджет
- Приоритетные научные направления, развиваемые в рамках программы
- Информационная структура МИФИ в рамках программы
- Ориентиры МИФИ
- Сухой остаток
- Что уже произошло в рамках программы? Краткая выжимка
Существует ряд показателей и направление, в котором МИФИ, как организация, хочет расти (и в котором правительство Российской Федерации хочет, чтобы МИФИ росло). С целью осуществления этого роста, была разработана программа, запланированная до 2020ого года, и выделены деньги. Какие показатели МИФИ хочет улучшить, с целью того, чтобы конкурировать на мировом рынке? Они приведены в таблице 1.
|
Основные показатели |
Ед. измере ния |
Прогнозная динамика показателя |
|||||||
№ п/п |
|
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
1 |
Позиция (с точностью до 50) в ведущих мировых рейтингах (в общем списке и по основным предметным спискам) |
место |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рейтинг QS, общий список |
место |
- |
601 650 |
501 550 |
301 350 |
251 300 |
201 - 250 |
151 - 200 |
51 100 |
|
Рейтинг ТНЕ, общий список |
место |
226 250 |
201 250 |
181 - 230 |
181 - 230 |
151 - 200 |
151 200 |
131 180 |
121 - 170 |
|
Рейтинг QS, предметный список «Physics & Astronomy» или |
место |
- |
- |
- |
- |
51 100 |
51 100 |
51 100 |
51 100 |
|
Рейтинг ТНЕ, предметный список «Physical Sciences» или |
место |
- |
- |
- |
- |
- |
51 100 |
51 100 |
51 100 |
|
Рейтинг ТНЕ, предметный список «Engineering and Technologies» |
место |
- |
- |
- |
- |
- |
51 100 |
51 100 |
51 100 |
2 |
Количество статей в Web of Science и Scopus с исключением дублирования на 1 НПР |
коли чество |
1,1 |
1,7 |
2,3 |
2,9 |
3,5 |
4,2 |
5,0 |
6,0 |
3 |
Средний показатель цитируемости на 1 НПР, рассчитываемый по совокупности статей, учтенных в базах данных Web of Science и Scopus, с исключением их дублирования |
коли чество |
21 |
24 |
28 |
33 |
38 |
44 |
60 |
80 |
4 |
Доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности НПР, включая российских граждан-обладателей степени PhD зарубежных университетов |
% |
0,1 |
0,2 |
0,5 |
1 |
2 |
6 |
10 |
14 |
5 |
Доля иностранных студентов обучающихся на основных образовательных программах вуза (считается с учетом студентов из стран СНГ) |
% |
3,3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
14 |
17 |
21 |
6 |
Средний балл ЕГЭ студентов вуза, принятых для обучения по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалистов |
балл |
79 |
80 |
80 |
81 |
82 |
83 |
84 |
85 |
7 |
Доля доходов из внебюджетных источников в структуре доходов вуза |
% |
40 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
48 |
52 |
|
Дополнительные показатели * |
|||||||||
1 |
Доля студентов и аспирантов, вовлеченных на платной основе в инновационную и научноисследовательскую деятельность |
% |
10 |
12 |
15 |
19 |
23 |
25 |
27 |
30 |
2 |
Доля инженерных ООП, аккредитованных по международным стандартам, в ООП, реализуемых в НИЯУ МИФИ в интересах Госкорпорации «Росатом» и других мировых высокотехнологичных компаний |
% |
4 |
10 |
20 |
35 |
55 |
70 |
85 |
100 |
3 |
Доля выпускников, трудоустроенных в атомной отрасли, прошедших сертификацию квалификаций в рамках системы контроля качества ядерного образования |
% |
10 |
20 |
30 |
40 |
60 |
80 |
90 |
100 |
4 |
Доля доходов от выполнения НИОКР в сумме доходов университета (без учета средств на капитальное строительство и субсидии Программы) |
% |
39 |
39 |
40 |
42 |
45 |
45,5 |
46 |
46,5 |
Жирным подчёркнутым шрифтом выделены текущие и целевые показатели. Худшие показатели на данный момент МИФИ имеет по трудоустройству студентом, аккредитации образовательных программ и публикациям в международных журналах (комментарий модератора: в документе везде указано количество публикаций в общем; однако на моей кафедре назывались те же цифры но как «количество публикаций за три года»).
Для того, чтобы достигнуть указанных показателей и была разработана данная программа. В её рамках планируется 12 мероприятий (подробнее о них можно увидеть в таблицах, где расписаны их этапы, находящихся в приложении 1):
- «Реализация мер по формированию кадрового резерва руководящего состава вузов и привлечению на руководящие должности специалистов, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских университетах и научных организациях»
- «Реализация мер по привлечению в вузы молодых научно-педагогических работников, имеющих опыт работы в научно-исследовательской и образовательной сферах в ведущих иностранных и российских университетах и научных организациях»
- «Реализация программ международной и внутрироссийской академической мобильности научнопедагогических работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и в других формах»
- «Реализация мер по совершенствованию деятельности аспирантуры и докторантуры»
- «Реализация мер по поддержке студентов, аспирантов, стажеров, молодых научно-педагогических работников»
- «Внедрение в вузах новых образовательных программ совместно с ведущими иностранными и российскими университетами и научными организациями»
- «Осуществление мер по привлечению студентов из ведущих иностранных университетов для обучения в российских вузах, в том числе путем реализации партнерских образовательных программ с иностранными университетами и ассоциациями университетов»
- «Реализация в рамках планов проведения научно-исследовательских работ в соответствии с программой фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период в вузах, а также с учетом приоритетных международных направлений фундаментальных и прикладных исследований: - научно-исследовательских проектов с привлечением к руководству ведущих иностранных и российских ученых и (или) совместно с перспективными научными организациями, в том числе с возможностью создания структурных подразделений в вузах; - научноисследовательских и опытно-конструкторских проектов совместно с российскими и международными высокотехнологичными организациями, в том числе с возможностью создания структурных
- «Фокусное развитие инновационной инфраструктуры вуза»
- «Реализация программы поиска и отбора талантливой молодежи»
- Развитие системы контроля качества и международной сертификации квалификаций инженерных кадров
- Разработка и представление на согласование в Министерство Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации программы мероприятий. Разработка проектов нормативных актов и внутренних регламентных документов. Утверждение «дорожной карты». Представление годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО. Начиная с 2013 года ежегодное представление данных, а с 2014 года получение позиции, по крайней мере, в одном из двух нижеследующих рейтингов: QS, THE. Установление критериев результативности академической деятельности и введение на их основе с 2015 года системы срочных контрактов с работниками профессорско-преподавательского состава (ППС)
На эти мероприятия нужны деньги. О том, сколько нужно денег, можно посмотреть в таблице 2 (числа указаны в миллионах рублей):
Мероприятие |
Объем финансирования |
По годам |
||||||||
Всего |
В том числе средства субсидии |
2013 |
2014 |
2015 |
2016-2020 |
|||||
Всего |
В том числе средства субсидии |
Всего |
В том числе средства субсидии |
Всего |
В том числе средства субсидии |
Всего |
В том числе средства субсидии |
|||
М1 |
327 |
240 |
6 |
6 |
34 |
30 |
51 |
42 |
236 |
162 |
М2 |
793 |
580 |
40 |
40 |
68 |
60 |
73 |
60 |
612 |
420 |
М3 |
1678 |
1211 |
36 |
36 |
136 |
121 |
146 |
120 |
1360 |
934 |
М4 |
340 |
254 |
20 |
20 |
38 |
34 |
46 |
38 |
236 |
162 |
М5 |
6333 |
4899 |
160 |
35 |
574 |
440 |
1091 |
875 |
4508 |
3549 |
М6 |
1656 |
1217 |
55 |
55 |
172 |
153 |
206 |
169 |
1223 |
840 |
М7 |
577 |
420 |
9 |
9 |
53 |
47 |
78 |
64 |
437 |
300 |
М8 |
14818 |
9706 |
399 |
399 |
1201 |
975 |
1572 |
1292 |
11646 |
7040 |
М9 |
287 |
0 |
5 |
0 |
20 |
0 |
42 |
0 |
220 |
0 |
М10 |
91 |
0 |
13 |
0 |
11 |
0 |
12 |
0 |
55 |
0 |
М11 |
70 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
59 |
0 |
М12 |
50 |
0 |
1 |
0 |
7 |
0 |
7 |
0 |
35 |
0 |
ИТОГО по мероприятиям |
26970 |
18527 |
745 |
600 |
2311 |
1860 |
3322 |
2660 |
20592 |
13407 |
Эти деньги являются частью бюджета института. Как можно видеть из показателей, мы находимся сравнительно близко по долям финансирования к запланированным числам, но всё-таки не там, где нам хотелось бы быть. Бюджет МИФИ на 2013-2020 года можно видеть ниже (комментарий модератора: я не знаю, что такое эндаунмент и сильно сомневаюсь, что такое слово есть в русском языке).
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Доходы, всего |
7 031 |
7 553 |
8 812 |
9 873 |
11 719 |
11 315 |
10 414 |
11 262 |
Средства Федерального бюджета |
2 530 |
1 750 |
1 872 |
2 003 |
2 144 |
2 294 |
2 454 |
2 626 |
Доходы из внебюджетных источников, в том числе: |
3 901 |
3 943 |
4 280 |
4 820 |
5 764 |
5 857 |
6 349 |
6 864 |
доходы от образовательных услуг |
330 |
368 |
407 |
464 |
537 |
612 |
704 |
784 |
доходы от НИОКР |
2 140 |
2 335 |
2 500 |
2 876 |
3 544 |
3 734 |
4 086 |
4 435 |
Средства Госкорпорации "Росатом" |
525 |
690 |
790 |
860 |
1 020 |
800 |
800 |
800 |
доходы от иной деятельности |
906 |
550 |
583 |
620 |
663 |
711 |
759 |
845 |
в т.ч. Эндаумент |
0 |
0 |
48 |
55 |
63 |
72 |
82 |
94 |
Размер запрашиваемой субсидии на реализацию Программы повышения конкурентоспособности |
600 |
1 860 |
2 660 |
3 050 |
3 811 |
3 164 |
1 611 |
1 772 |
Инвестиции |
1 019 |
1 150 |
1 950 |
2 300 |
3 100 |
2 500 |
800 |
800 |
Расходы, всего |
5 998 |
6 368 |
6 827 |
7 533 |
8 569 |
8 755 |
9 544 |
10 348 |
Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда |
4 469 |
4 681 |
5 018 |
5 537 |
6 298 |
6 435 |
7 015 |
7 606 |
в т.ч. зарплата ППС и НПР |
3 792 |
3 948 |
4 232 |
4 670 |
5 313 |
5 428 |
5 918 |
6 416 |
Оплата работ, услуг |
679 |
740 |
792 |
874 |
994 |
1 015 |
1 107 |
1 200 |
Амортизация ОС и НМА |
61 |
64 |
68 |
75 |
86 |
88 |
95 |
103 |
Материальные расходы |
453 |
499 |
540 |
595 |
677 |
691 |
754 |
817 |
Прочие расходы |
336 |
384 |
409 |
452 |
514 |
526 |
573 |
622 |
Чистый операционный результат |
14 |
35 |
35 |
40 |
50 |
60 |
70 |
114 |
В рамках программы выделены ряд направлений, являющиеся приоритетными:
- Энергетика и энергосбережение, в т.ч.: реакторные технологии нового поколения, защищенные топливные циклы ядерной энергетики, замкнутый топливный цикл, перспективные виды ядерного топлива, безопасность, управляемый термоядерный синтез, управление рисками и жизненным циклом изделий, интеллектуальные энергетические сети Smart-Grid, экстремальное материаловедение и композиты, накопители энергии, суперконденсаторы, сверхпроводящие элементы систем генерации и передачи энергии, альтернативная энергетика и др.
- Ядерные исследования и технологии, в т.ч.: физика высоких энергий, физика частиц, физика плазмы, лазерные, плазменные и пучковые технологии, детекторы ионизирующего излучения, молекулярная физика, радиационная биофизика и ядерная медицина, безопасное обращение с РАО и ОЯТ, радиохимия и ядерная химия, физическая защита ядерных объектов и материалов.
- Индустрия и исследования наносистем и наноматериалов, в т.ч.: наноэлектроника, СВЧ-наноэлектроника, органическая электроника, нанобиоинженерия, наномеханика, интеллектуальные наноматериалы, материалы для ядерных и космических применений, композиционные материалы.
- Космические исследования и технологии, в т.ч.: космология, исследования темной материи, космических лучей, физика Солнца, космическое приборостроение и радиационно-стойкая электроника.
- Информационные технологии, в т.ч.: многомасштабное многомерное моделирование физического эксперимента, основных процессов и технологических решений в ядерных, медицинских и космических установках, наносистемах и наноустройствах. Создание тренажерных систем. Компьютерная визуализация. Распределенная информационно-вычислительная среда GRID. Кибербезопасность.
- Безопасность и противодействие терроризму, включая ядерный, в т.ч.: ядерное нераспространение, высокочувствительные системы поиска ядерных и взрывчатых веществ.
- Медицинские технологии, в т.ч.: ядерная медицина и медицинская физика, радиационная биофизика, томографы, гамма-зонды, портативные ускорители для лучевой терапии, электронные и интеллектуальные системы диагностики, комплексные методы терапии онкологических заболеваний, нейтрон-захватная терапия.
Нервной системой современного предприятия явялется его информационная структура. В рамках данной программы в МИФИ она будет развиваться следующим образом:
- Единая информационная инфраструктура, обеспечивающая корпоративными сервисами студентов, сотрудников и персонал университета. Обеспечение доступом через личные кабинеты к учебным материалам, почте, IP-телефонии, видеоконференциям, мировым ресурсам и библиотекам (Elsevier, Ebsco, Springer, Web of Science, Scopus) и возможностям системы INIS МАГАТЭ;
- Англоязычные сервисы, включая дистанционные лекции, консультации, лабораторные и экспериментальные работы с удаленным доступом, как на базе лабораторий университета, так и ведущих научных центров (CERN, NBL, FNAL и др.);
- Переход к использованию дистанционных обучающих платформ, интегрированных в международную образовательную среду и коммуникаций со студентами. Обеспечение электронного контента всех учебных курсов. Организация присутствия университета в современных медиа- и интернет- ресурсах, социальных сетях, поддержку каналов YouTube для популяризации инженерного образования и науки;
- Поддержка деятельности научных групп посредством развития системы GRID и создания центров высокопроизводительных вычислений с доступом к вычислительным мощностям ведущих ядерных центров (Саров, Снежинск, CERN, ОИЯИ, BNL и др.). Переход к моделированию, инженерным расчетам и обучению с помощью программных пакетов повысит конкурентоспособность получаемых научных результатов;
- Новые реферируемые периодические издания. Включение журналов университета в мировые базы данных; создание репозитория публикаций, монографий и учебных изданий сотрудников университета (в т.ч. на английском языке) с публичным доступом, использование семантических архивов с поиском по информационным ресурсам.
В своём развитии МИФИ будет равняться на зарубежные институты, стремясь перенять их опыт. Этими институтами являются:
- Массачусетский Технологический Институт. В 2012 г. стартовала масштабная программа научно-образовательного сотрудничества MIT-Россия (MIT- Scoltech Initiative), имеющая «значительную компоненту» НИЯУ МИФИ.
- Стэндфордский университет
- Техасский A&M университет. В рамках направлений инженерии и технологий в ядерной сфере ведется долговременное сотрудничество с НИЯУ МИФИ.
- Университет Цинхуа. В течение «последних лет» ведется сотрудничество с МИФИ
- Токийский институт технологий.
Основными вещами, в которых МИФИ хочет быть похож на эти ВУЗы, являются:
- Бренд + имидж
- Органы попечительства и управления. Международные попечительские (наблюдательные) советы, высокая степень автономности в регулировании внутренней жизни, определении порядка и структуры академической деятельности; публичность отчетности всех административных лиц на сайтах
- Информационные базы знаний
- Исследовательская деятельность
- Образовательная деятельность: модернизация инженерного образования в соответствии с международными стандартами CDIO; модульность, гибкие образовательные траектории, мобильность, междисциплинарность, индивидуализация образования, увеличение доли самостоятельной работы, активные, проектные и дистанционные методы
- Активный «фандрайзинг» - много пожертвований
Сухой остаток (как программа повлияет на жизнь каждого сотрудника). Конкретика:
Из содержания мероприятий программы можно выделить несколько пунктов, наиболее чётко описывающих влияние их выполнения на жизнь отдельных сотрудников, аспирантов, студентов МИФИ.
- Будет производиться активное привлечение профессоров, учёных, инженеров, управленцев из зарубежных ВУЗов, как молодых, так и заслуженных. Привлечение будет происходить со следующими целями:
- Устройства на работу в МИФИ
- Проведения мастер классов, научных исследований – для этого будут созданы системы конкурсов и грантов
- В качестве научных руководителей и соискателей кандидатских и докторских степеней
- Будет меняться система приёма на работу молодых сотрудников. Целью является сближение с «лучшими мировыми практиками». Возможно введение некоего аналога постдока?
- Будут создаваться централизованные системы стажировок, участия в конференциях, переподготовок и повышения квалификаций для сотрудников. Будут развиваться программы обмена кадрами с зарубежными ВУЗами.
- Будут создаваться новые системы, критерии оценки и подготовки научно преподавательских кадров.
- Будут создаваться конкурсные программы, направленные на поддержку количества публикаций в год в международных журналах. Это можно видеть уже сейчас в виде введения оплаты статей сотрудникам (на данный момент оплата производится только профессорам и преподавателям МИФИ). С соответствующей программой можно ознакомиться здесь. Это видимо будет развиваться. В рамках этих мероприятий также будут проводиться программы по повышению и поддержанию уровня английского языка у сотрудников.
- Развитие кампуса. Уже строится новый корпус, вероятно будут новые постройки и обновления уже существующих. Возможно развитие информационной сети.
- Перестройка на систему бакалавр-магистр. Очень интересные мероприятия, среди которых: внедрение летних семестров, формирование интернационального корпуса ППС, переход на стандарты CDIO, программы совместного обучения между МИФИ и зарубежными ВУЗами (включая МИТ, Стэнфорд, Техасский A&M университет (США)), программы «двойного диплома»
- Будут создаваться и проводиться олимпиады для студентов, аспирантов, стажёров
- Будут созданы два лабораторных центра (корпуса) по приоритетным направлениям с целью повышения заинтересованности профильных предприятий
- Создание центров прототипирования, производственных мощностей, наём сотрудников для этих центров
- Обучение сотрудников основам маркетинга, продвижение разработок на рынок, проведение выставок изобретений
- Развитие олимпиад для школьников, программ стажировки школьников – улучшение систем поиска талантливой молодёжи
- Создание систем сертификации персонала с выделением под это площадей и сотрудников
Что уже произошло в рамках программы? Краткая выжимка
Так как на данный момент (4 ноября 2013 года) программа ещё сравнительно молода, однако в её рамках уже проведены несколько мероприятий. Среди них:
- Конкурс "Лучший аспирант НИЯУ МИФИ", с информацией о котором можно ознакомится на этом сайте, а также на его собственной страничке.
- Конкурс "Молодой преподаватель НИЯУ МИФИ", с информацией о котором можно ознакомится на этом сайте, а также на его собственной страничке.
- Программа денежных поощрений публикаций в рецензируемых межданародный журналах, также описанная на этом сайте и имеющая собственную страничку.
Возможность предложить свои мероприятия/проекты на суд дирекции Программы также имеется. Для этого нужно заполнить заявку (внизу страницы в документах) и подать на рассмотрение комиссии в дирекцию Программы (Г-210).